Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Делай что говорят, и тебе даже на хлеб с икрой хватит»

Фото Евгения Васина с друзьями 1990-х годов. Джем — в центре в верхнем ряду, в шляпе. Фото: сайт «Криминальная Россия»

Почему жители Комсомольска-на-Амуре до сих пор вспоминают с любовью кровавого лидера ОПГ

Полина Виноградова
13 ноября, 2014 10:11
13 мин
10 ноября в Комсомольске-на-Амуре еще 15 лет назад было особым праздником. Когда вся страна отмечала День милиции, здесь с авиашоу и фейерверками праздновали день рождения Евгения Васина. Лидера ОПГ и некоронованного властителя целой империи, раскинувшейся на весь Дальний Восток. В течение 10 лет не мэры и губернаторы, а он был хозяином этих земель: держал под контролем весь бизнес и единолично решал, кому и как жить и умирать. В 2001 году власти вора в законе Васина — или Джема, Бати, Хозяина, как его еще называли — пришел конец. Получив седьмую по счету судимость, он умер в тюрьме.
Но жители Комсомольска до сих пор вспоминают, «как хорошо было при Джеме». На его могилу носят цветы, а в соцсетях создают группы его памяти. Почему город продолжает боготворить бандита и вымогателя и что Джем дал жителям такого, чего не дает сегодня легитимная власть, корреспонденту «Русской планеты» рассказали ученые из Комсомольска-на-Амуре.
Нельзя не любить
– Вот представьте: некий абстрактный человек в начале «лихих» 90-х оказывается в самом центре криминальной империи Дальнего Востока — в Комсомольске-на-Амуре. Для чистоты эксперимента допустим, что к этому моменту он уже окончил советскую школу, институт, сформировался как личность со своей системой ценностей, — рассказывает РП культуролог Даниил Щербицкий. — И вдруг мир вокруг радикально меняется. Наступает эпоха беспредела. Этот человек своими глазами видит грабежи, убийства. Возможно, теряет кого-то из друзей или близких. 10 лет терпит полный разгул беззакония. И вот, спустя еще 15 лет, сегодня, он вдруг заявляет: «Ах, как хорошо было при Джеме! Ах, какой это был человек!»
Когда я в первый раз услышал такое от очевидцев правления Васина, то решил, что это просто вывих психики. Но потом, к великому своему сожалению, обнаружил, что этим вывихом страдает добрая треть, если не половина, жителей Комсомольска-на-Амуре. Эти ностальгические вздохи слышишь регулярно, в самых неожиданных ситуациях, иногда от здравомыслящих с виду людей.
Я долго пытался понять, как может нормальный человек прожить 10 лет под диктатом бандита и искренне его полюбить. Почти чудом вырваться из-под его власти — и потом об этом сожалеть. Но как-то однажды увидел документальный фильм с похорон Сталина, где его гроб был окружен толпами рыдающих людей, и наконец-то понял, что произошло.
Представим другого человека, который живет в сталинские времена. Он видит невинных людей, ежедневно отправляющихся на смерть и в лагеря. Понимает, что ему нагло врут каждый день, называя черное белым и наоборот. У этого человека остается два варианта. Первый: всей душой возненавидеть виновного в происходящем. Но ненависть — очень разрушающее чувство, жить с ним тяжело, почти невыносимо.
И тогда человек выбирает другой вариант: закрыть на все глаза и искренне полюбить того, кто решает его судьбу. Полюбить слепо, преданно, не размышляя, потому что здравых размышлений такая любовь как раз и не выдержит. Вопреки рассудку полюбить. И потом рыдать на похоронах Сталина, уничтожившего его родных, близких, его страну. Выть в голос, потому что ушел Хозяин. Мне кажется, это некая более глобальная разновидность синдрома парадоксальной любви заложников к захватившим их террористам, с остаточными проявлениями которой мы сталкиваемся, когда слышим «охи» и «ахи» сталинистов или когда комсомольчане вздыхают о Джеме. Это социальный вариант стокгольмского синдрома.
Кстати, показательно, что Джем, как и Сталин, очень любил, чтобы его называли Хозяином. Он этот механизм инстинктивно чувствовал и пользовался им.
Все это объясняет любовь к Джему людей, которые уже были взрослыми, когда к власти пришел криминал. У подростков же, выросших под рукой Хозяина, выбора — любить его или не любить — просто не было. Им его не оставил сам же Батя, который, как и Сталин, организовал тщательно продуманную систему воспитания подрастающего поколения. У Гитлера был гитлерюгенд, у Сталина — пионеры, а у Джема — воспитанники воровских школ. На острове Малайкин (близ Комсомольска-на-Амуре — Примеч. РП.), который стал называться «островом Джема», действовали лагеря для подростков, где обучались будущие «лейтенанты» воровской армии. Сошку помельче воспитывали в детских спортивных лагерях «Спарта» и «РОСС». В каждой школе были «смотрящие», чей авторитет был непререкаем.
Даже тогдашний мэр города Владимир Михалев вынужден был публично констатировать, что директора уже давно не обладают властью в своих школах, а неформальные лидеры пользуются авторитетом и влиянием, не меньшим, а в некоторых случаях даже большим, чем зрелые педагоги. На выходе получались созданные по образу и подобию Джема кадры, впитавшие его систему ценностей. Они считали нормальным все, что происходило вокруг, потому что ничего другого и не видели.
Нельзя забывать и генеалогию Комсомольска-на-Амуре. Этот город строился заключенными, которые принесли с собой свои «понятия». Часть из них здесь же оседала, передавая воровские представления о жизни детям и внукам. Это не просто создало благодатную среду, на которой, как только центральная власть ослабла, пышным цветом расцвел Джем, а помогло ему установить свою мораль. Ценности в семьях с криминальными корнями были почти такими же. «Не верь, не бойся, не проси» и прочую воровскую чушь комсомольчане слышали с детства, еще до появления Джема. Воровским понятиям противостояла лишь официальная идеология.
Как только рухнула советская власть, а вместе с ней — и моральный кодекс строителя коммунизма, опустевшее пространство тут же заполнилось. Тем, что было под рукой: воровскими понятиями, поддержанными семейными традициями и власть предержащими бандитами.
Любовь большинства жителей Комсомольска-на-Амуре, у одних — защитная, у других — воспитанная с младых ногтей, создала миф, не полюбить который было сложно. Из бандита и уголовника вор в законе Джем превратился в Хозяина, Батю, строгого, но справедливого. Который всех рассудит. Строго накажет виноватых и защитит сирых и убогих. Поменяет старушкам белье в доме престарелых. Накормит стариков в доме инвалидов. Даст денег обворованной вдове. Отправит бедную студентку учиться. А сам — такой простой, близкий. Ходит с тросточкой, прихрамывает. Всех помнит и о каждом все знает. Да и имя у него сладкое, пришедшее из детства — Джем. Ну как такого не любить?
«По-государственному»
– Я категорически не согласен, что народную любовь к Джему можно объяснить исключительно стокгольмским синдромом или бандитской системой воспитания «по понятиям». Мне это объяснение кажется слишком простым, — возражает историк Владимир Панченко. — Полагаю, у жителей Комсомольска-на-Амуре было достаточно объективных причин, чтобы полюбить Джема.
Прежде всего, давайте вспомним, что происходило в стране в 90-е годы. Государство фактически перестало выполнять свои функции регулятора общественной жизни. Одновременно с этим граждане остались без какой-либо защиты со стороны правоохранительных органов. Начался «дикий Запад» в худшем смысле этой мифологемы. Все стало решаться по праву сильного. Можешь отнять у одинокого пенсионера квартиру? Вперед. Можешь ограбить соседа? Да пожалуйста! Все дозволено, границ нет.
В этой ситуации ОПГ «Общак» во главе с Евгением Васиным взяла в руки вожжи, которые выронило государство. Бандитское сообщество установило свои правила. Да, жесткие. Да, основанные на воровских законах. Зато действующие, в отличие от декларируемых государством, и по-своему справедливые. А главное — понятные. Хочешь остаться цел, не бояться за себя и своих близких — делай, что говорят, выполняй приказы, и все у тебя будет нормально, даже на хлеб с толстым слоем икры хватит.
Нужно еще учитывать, что советский человек был изначально ориентирован на следование установленным правилам. Его жизнь была расписана от рождения до могилы. Было заранее известно, сколько он будет зарабатывать, когда вступит в партию, через сколько лет скопит на телевизор, а когда даже сможет съездить в отпуск в Болгарию. Конечно, при условии хорошего поведения и следования правилам.
И вдруг с перестройкой людям дали полную свободу. Хочешь — наживай миллиарды, а хочешь — с голоду помирай. Кто был морально готов этой свободой воспользоваться? Единицы. Остальные были полностью дезориентированы. И когда пришли бандиты и сказали: «Жить будем так-то и так-то», — многие комсомольчане почувствовали облегчение. Все снова встало на свои места. Опять появились четкие правила, и стало понятно, как жить.
В пользу империи Джема играли и сравнения. Приезжие из других городов рассказывали ужасы: как там у них режут, стреляют, убивают. А в Комсомольске в 90-е годы можно было спокойно пройти по улице ночью. Не страшно было ребенка одного отпустить: никто бы его не тронул. Правда, после пожара в «Чародейке» (поджог кафе «Чародейка» связывают с тем, что его хозяин не хотел платить «дань» ОПГ Евгения Васина — Примеч. РП.) все изменилось, но это уже отдельный разговор. По поделенному на кварталы городу регулярно курсировали патрули-«бригады», вылавливавшие «беспредельщиков» и «чертей». Джем похвалялся: «Это мой край, и я хочу, чтобы у меня здесь был порядок». Говорил — и делал. Без позволения Хозяина, как он сам не раз подчеркивал, даже мухи не летали.
Новый воровской порядок существенно выигрывал даже в сравнении с недавно рухнувшим советским как минимум по одному критерию. Партия КПСС десятилетиями говорила одно, а делала другое. Скепсис к официальным заявлениям накопился колоссальный. А в «дальневосточном Палермо», как называл Комсомольск-на-Амуре Хозяин, и он сам, и его «смотрящие» слово держали. Сказали, что убьют — значит, так и будет. Обещали, что не тронут — волос с головы не упадет. Детям запретили ругаться матом, и каждый знал, что за любое грубое слово придется «отвечать». Решил Джем, что наркотиков в Комсомольске не будет — вуаля, город для наркокурьеров закрыт, как и для неформалов, хиппи, панков. Слова с делом не расходились. Это многим невольно импонировало, особенно по контрасту с годами советской власти.
К тому же, воровские понятия, по которым начал жить Комсомольск-на-Амуре, во многом соответствовали очень упрощенному, грубому представлению о справедливости, о морали. Нельзя обижать сирот, вдов, стариков, им нужно помогать. Можно грабить богатых. А можно и не грабить, но тогда они должны делиться с народом своими доходами. Все добытые деньги должны поступать в общую казну, «общак», и уже оттуда распределяться по заслугам и труду.
В этой воровской системе действовала пусть своеобразная, но все же реальная система социальной поддержки, в чем государство своим гражданам тогда отказало. Были даже общественные приемные (кстати, с обязательным российским флагом у входа), куда можно было прийти со своими бедами и получить реальную помощь. Действовал специальный благотворительный фонд «Сострадание». «Жизнь по понятиям» оказалась справедливее, чем безграничная свобода, обернувшаяся вседозволенностью.
Представьте, что у вас сегодня украли машину. Что будете делать? Напишете заявление в полицию. Шансы, что ее найдут, честно признаться, невысоки. А в 90-е можно было пойти на поклон к «Общаку», и процентов за 30 от стоимости угнанную машину вернули бы через день. Если сейчас в ваш автомобиль врежется лихач без страховки, то вам остается одно: судиться. И надеяться, что расходы на адвокатов оправдают себя. Через пару лет вы вернете потраченные деньги и возместите ущерб. Конечно, если судебные приставы смогут добиться его выплаты. А при Джеме никому и в голову не пришло бы судиться. Все вопросы решались за пару дней. Дорого, иногда через кровь, но решались. Многих это устраивало.
Кстати, до крови доходило не так часто, как можно было бы подумать. Джем гордился тем, что предпочитал вести дела «по справедливости», «цивилизованным путем». На «стрелках» стреляли редко. Чаще разговаривали и в итоге договаривались.
Бандитская империя, кстати, имитировала государство не только четкими законами и моралью, но и ведением строгого учета и контроля. Данные «переписи» жителей Комсомольска-на-Амуре были сведены в единую базу с адресами, телефонами и паспортными данными. Даже каждый автомобиль был учтен. А социальные роли между «гражданами» строго распределялись. Одни стали «ответственными» по районам и кварталам, другим достались роли «смотрящих», третьим — «мужиков» или «пацанов». «Налоги» в «Общак» тоже собирались планово, по-государственному, в строгом соответствии с занимаемым в социальной иерархии положением. На нарушения справедливости при «сборе налогов» можно было пожаловаться на «базу» — и незаконно взятое возвращали.
У бандитского государства был даже такой атрибут, как собственный гимн — лирическая песня «Комсомольск-на-Амуре» в исполнении Натальи Штурм. Ее до сих пор любят петь горожане, ностальгически вздыхая на словах про «Женьку и Сашку» — Евгения Васина и его лучшего друга.
Когда эта империя пала, за всю эту иллюзию порядка, комфорта, безопасности пришлось заплатить, и дороже всего — простым комсомольчанам. Адаптироваться к жизни не по понятиям, а по закону им оказалось сложнее, чем жителям других регионов, хотя бы просто потому, что для Комсомольска-на-Амуре тоталитарная эпоха закончилась на 10 с лишним лет позже. «Спасибо» Джему.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ