«Мы для них не существуем»
В родном Комсомольске спектакли театра популярностью не пользуются. Фото из архива КнАМа

В родном Комсомольске спектакли театра популярностью не пользуются. Фото из архива КнАМа

Корреспондент «Русской планеты» пообщался с творческой группой самого известного в Европе комсомольского театра  

Через комсомольский театр КнАМ за 28 лет его работы прошло множество ярких творческих людей. Десятки дальневосточных музыкантов выступали на его сцене. Сотни детей учились здесь в театральной лаборатории. Кнамовцы ставили спектакли по произведениям Радзинского, Пригова, Достоевского, Сартра, современных российских драматургов. В последнее время здесь обратились к редкому театральному жанру — документалистике.

Искусство разбудить человека

На сегодня коллектив КнАМа состоит из пяти человек, включая его режиссера и создателя Татьяну Фролову. Театр не коммерческий и бурно кипящая творческая жизнь труппы сопровождается борьбой за материальное выживание. При этом в своем родном городе творчество труппы мало кому интересно. Зато количество зарубежных гастролей, проходящих с неизменных успехом, КнАМ уже давно перестал считать.

Татьяна Фролова сравнивает современную культуру с кубиком, которым можно поиграть не напрягаясь. Искусство же 21 века должно, по ее мнению, стать — будильником, который разбудит человека.

Творчество труппы заметили и в Кремле. Утром, 29 января, в театр принесли правительственную телеграмму с приглашением Татьяны Фроловой на расширенное заседание совета по культуре при президенте.

Кроме нее с Дальнего Востока туда позвали еще только режиссера Хабаровского ТЮЗа. А среди более чем трех десятков мужчин, приехавших в Псков, где проходило мероприятие, Татьяна была единственной женщиной-режиссером.

Пригласили Фролову даже несмотря на то, что последний спектакль КнаМа «Я – есть» затрагивает современные политические реалии, а на театральном проекте «Новая пьеса» в Москве и вовсе отказались показывать эту работу, вдохновением для которой стали президентские выборы 2012 года.

– Я поняла, что нужно разбираться, почему мы так живем, — говорит Татьяна Фролова. — И мы нашли причину.

По мнению режиссера, все дело в плохой памяти. Наше общество можно сравнить с человеком, страдающим от болезни Альцгеймера. Такой социум легко подчинится ярко выраженному вожаку, не будет бунтовать против ограничения свободы и системы поощрений и наказаний.

Недавно театр вернулся после трехмесячных гастролей по Франции и Швейцарии, где спектакль был показан 29 раз и всегда при аншлаге. Часть представлений прошла в рамках большого фестиваля «Под запретом» в Лионе, на котором театры из Африки, Европы и Азии говорили о «подцензурных» в их государствах темах.

– Мы сильно переживали, везя в Европу такую специфическую для российской действительности работу, — рассказывает РП актер Владимир Дмитриев. — Предыдущие гастроли создали нам реноме, на нас возлагали определенные надежды. Однако мы хорошо поработали над адаптацией и переживания оказались напрасны. Зритель нас понял. А чтобы донести до европейцев дикую удаленность КнАМа от центра России, была нарисована карта, на одной стороне которой Москвы, на другом Комсомольск и соединяющая линия с указанием расстояния — 8500 км. Играли на русском с субтитрами и синхронным переводом одновременно.

Особая роль в спектакле у 10-летнего мальчика Гоши Фролова, олицетворявшего надежду на осмысленное будущее. Для гастролей он был записан на видео, а озвучил текст Григория его французский ровесник Владимир Гэйн, мальчик с русскими корнями, с семьей которого театр познакомился еще в 2009 году, в Валансе.

– Многие люди во Франции, посмотрев спектакль, влюблялись в Россию. Они буквально плакали, — продолжает рассказ режиссер КнАМа. — Одна молодая француженка даже захотела приехать в Комсомольск. Другие французы кричали — если с вами случится что-то плохое, мы выйдем за вас на манифестацию!

Пустое место

Актеры КнАМа после завершения каждой работы зрителей всегда приглашают остаться и обсудить спектакль. Для этого в театре есть отдельный зал. Европейских импресарио привлекла, в том числе, и эта «кнамовская» особенность взаимодействия с публикой. Но в родном Комсомольске театр давно ощущает дефицит зрителей.

– Где-то с начала 2000-х годов посещаемость театра пошла на спад, — говорит Владимир Дмитриев. — В Европе был успех за успехом, а здесь к нам стал ходить только небольшой круг друзей театра. В 1998 году мы играли пять раз в неделю, и всегда видели разных людей. Билеты продавались на месяц вперед. Сейчас у нас вполне достаточно три раза показать премьеру. На большее количество спектаклей публики не наберется. Наш зритель продолжает покидать Комсомольск. Уехали и воспитанники КнАМа, с которыми мы занимались в театральной студии.

Из когда-то «города Юности», сейчас все больше превращающегося в город пенсионеров, в другие города перебирается наиболее талантливая молодежь — реализовывать свои способности и зарабатывать деньги.

–Основой общества всегда должна быть культура, — уверена Татьяна Фролова. — Когда идешь по Парижу, понимаешь, что парижане любят свой город, культура пронизывает его, она служит на благо человека. У нас же сейчас вперед выходят принципы современной жизни: «хватай, отталкивай, думай не о других, а только о себе». Это разрушает людей.

Результатом работы Совета по культуре и искусству при президенте, возглавляемого Владимиром Толстым, советником Владимира Путина, должен стать документ о культурной политике в стране. В числе его разработчиков Карен Шахназаров, Александр Архангельский, Владимир Спиваков, Валерий Фокин, Евгений Миронов.

– Не знаю, верю ли я власти. Пока что у меня негативное отношение к ней в целом, — продолжает Фролова. — Чиновники у нас всегда хотели, чтобы искусство говорило их языком. Хотя на прошедшем совете президент несколько раз подчеркнул, что недопустимо лезть во внутренние дела художника, устанавливать ему рамки.

Среди приоритетов, о которых говорилось на встрече с режиссерами — возрождение театральных занятий в общеобразовательных школах, субсидирование театральных гастролей и предоставления равных возможностей доступа к новым театральным веяниям. Чтобы, например, комсомольчане могли смотреть спектакли знаменитых столичных театров, а не только коммерческие антрепризы, которые доезжают до провинции.

– Во Франции, благодаря государственной поддержке, любой заштатный городишко имеет возможность видеть то же, что смотрят и парижане, — рассказывает актер театра КнАМ Дмитрий Бочаров. — В огромной России без поддержки государства точно не обойтись. Когда мы все перешли к рынку, культура тоже стала на принципы рыночной экономики. Но это не правильно. Может быть коммерчески успешный театр, но именно культура, как понятие — не может быть частью рынка.

Об этом на встрече с деятелями искусства говорил и Владимир Путин. Среди прочего, президент отметил необходимость поддерживать общественные инициативы, связанные с театральным искусством, оказывать содействие некоммерческим организациям, самостоятельным творческим коллективам. Однако не во всех регионах власти услышали слова главы государства. Так, администрация Хабаровского края поддерживает лишь учреждения культуры, имеющие статус краевых.

– Фактически региональное Министерство культуры имеет смысл переименовать в Министерство казенных учреждений культуры, — говорит Владимир Дмитриев. — Даже на официальном сайте в разделах «Общественные» и «Негосударственные организации культуры» не потрудились «вбить» хоть какую-то информацию. Эти вкладки пусты. То есть для чиновников мы просто не существуем.

Подытоживая разговор об отношениях власти и культуры, актер рассказал, что был поражен, когда в одном и небольших французских городов с населением, не превышающим 15 тыс. человек, он обнаружил сразу три театра.

– И таких городов много. Самые простые люди ходят и даже сами участвуют в спектаклях. И это не «камеди-клаб», это ищущие, экспериментальные театры. Неужели у нас останется только «казенное искусство»?

«Поздно мне уже жить нормально» Далее в рубрике «Поздно мне уже жить нормально»Корреспондент «РП» провел день с обитателями комсомольских улиц  Читайте в рубрике «Титульная страница» Как выиграть призы на Alfa Future PeopleГлавной сенсацией фестиваля, который пройдёт с 10 по 12 августа в Нижнем Новгороде, станет анонсированное получение ценных подарков от партнёров Как выиграть призы на Alfa Future People

Комментарии

18 апреля 2014, 18:45
Успехов Вам друзья, не забывайте только свою Родину и корни. Родина у нас одна. Ваш Сергей.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»